Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались
бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка,
красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: «Откуда в нем
такое?!». Не пугайтесь: в большинстве случаев детская агрессия –
абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской агрессивности
как реакции на внешние раздражающие факторы, а скорее, в способах ее
выражения.
Елена Скакунова психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Малыш».
Что такое агрессия?
Слово «агрессивность» образовано от латинского aggressio – нападение. В данном случае возьмем определение агрессии как активной формы выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету. Обратите внимание, агрессия – это выражение эмоции,
а эмоция – это то, что мы испытываем вне зависимости от наших желаний и
тем более желаний окружающих нас людей. Эмоции, в том числе и эмоцию
гнева, нельзя запретить. Нередко дети слышат от родителей: «Перестань
злиться!», «Хватит кричать!». Ребенок получает послание, что он
испытывает что-то нехорошее, что он не должен это испытывать, что это
плохо. Теперь он будет стараться подавить злость и гнев, а так как это
не будет получаться, он будет чувствовать вину за испытываемые
естественные чувства.
Проявления агрессии у детей и взрослых
Что может случиться дальше? Разные варианты. Можно подраться с тем, кто
под руку подвернется. Можно долго накапливать гнев, а потом устроить
истерику по пустяковому поводу. А можно направить всю агрессию на себя и заболеть каким-либо психосоматическим заболеванием, например, астмой или язвой.
Любая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц. Например, при агрессии
напрягается все тело, а руки сжимаются в кулаки. Наше тело мобилизуется
для атаки. И если дальше ничего не происходит, злость и гнев так и
остаются в нашем теле в виде напряжения.
Как мы узнаем, что другой человек злится и готов к нападению? Мы видим
сжатые кулаки, напряженные мышцы тела. Человек как бы становится
«больше». Изменяются черты лица, например, есть такое выражение: «лицо,
перекошенное злобой». Мы можем также слышать угрозы в наш адрес.
Существуют три основных проявления агрессии.
Это мимика, поведение и речь. Проявления злости и гнева у детей так же
разнообразны, как и у взрослых людей, но более отчетливы, менее
замаскированы. Например, пятилетняя Аня, когда злится, краснеет от
напряжения, сжимает кулаки и говорит: «Я тебя съем!». Сережа, прежде чем
начать драться, прищуривает глаза и топает ногой. А Ванечка,
насупившись, отворачивается и не хочет говорить, но так дергает колесо у
машинки, что оно отваливается.
Важно уметь замечать проявления агрессии именно у вашего ребенка. Это может пригодиться, чтобы научить его выражать свой гнев в социально приемлемых формах. Если вы заметили у вашего ребенка признаки надвигающейся агрессии, можно направить агрессивные реакции в приемлемое русло, а не ждать спонтанного проявления агрессии.
Например, если ваш ребенок злится из-за того, что другой ребенок не
дает ему поиграть в свою игрушку, можно не ждать когда они подерутся, а
научить их договариваться между собой.
Еще очень важно, как говорят психологи, дать ребенку «отреагировать»
свой гнев. Поскольку мы видим, что гнев – это реакция, следовательно,
ее, эту реакцию, надо отреагировать, дать ей выход, как и любой другой
эмоции. Важно дать понять ребенку, что вы любите его и с его злостью
тоже.
Агрессия не бывает без эмоций гнева, злости или ярости.
В словаре Ожегова гнев определяется как чувство сильного возмущения,
негодования. В русском языке есть много слов отражающих различную
интенсивность и оттенки гнева. Это и раздражение, и злость, и ярость.
Почему люди «бесятся»?
Мама занимается домашним хозяйством, а малыш, играя и исследуя мир,
переворачивает тазик с бельем. Мама спокойно объясняет, что так делать
нельзя. Если малыш продолжает переворачивать тазик, то через некоторое
время у мамы появляется раздражение (возможно, повышается голос), еще
через некоторое время появляется злость (скорее всего, это уже разговор
на повышенных тонах), затем гнев и ярость (здесь уже хочется ребенка
встряхнуть или даже отшлепать). Переворачивание тазика является
неприятным стимулом, который долго не прекращается. Не все мамы умеют
правильно выражать свою злость, а многие считают, что этого вообще
делать нельзя. При этом все невыраженные чувства имеют такую
особенность, как накопление. Когда их накапливается очень много, они
переполняют нас и выплескиваются. Это похоже на наполнение водой
воздушного шарика – он может очень долго растягиваться, но рано или
поздно лопнет.
Надо заметить, что обычно мы не стесняемся выражать позитивные чувства,
такие как радость или удовольствие. А вот негативные – склонны скрывать,
так как это обусловлено культурными запретами. Таким образом в нашем
примере, если мама сразу же не показала ребенку свое раздражение или
злость, через какое-то время она может накричать на ребенка
так, что для него это будет неожиданностью. Ведь он не знает, что
происходит у мамы внутри, как «включаются» ее эмоции. А снаружи он видит
добрую, спокойную маму, которая, с его точки зрения, с ним играет. В
таких случаях всегда лучше показывать ребенку свои истинные чувства,
проговаривая их и объясняя последствия.
Хочется заметить, что любое негативное поведение ребенка,
будь то капризы, слезы, драки и т.д., свидетельствуют не о том, что
ребенок что-то хочет сделать назло взрослым, а о том, что в его жизни
что-то не так. Это касается как физического здоровья, так и
психологического.
Как часто родители говорят ребенку: «Что ж ты у нас такой – дерешься все
время?». У этой фразы очень многоликий подтекст: «Ты не такой, как
надо», «Ты плохой», «Такого мы тебя меньше любим», и даже: «Ты нам такой
не нужен». В ней как минимум присутствует разочарование ребенком. Но
ведь на самом деле любое негативное поведение ребенка –
это крик о помощи. Особенно это касается совсем маленьких детей и
дошкольников, которые просто не могут нормальными словами, как взрослые,
назвать то, что с ними происходит. А между прочим, эти вспышки могут
быть вызваны любым ощущением дискомфорта, даже голодом, усталостью или
стрессом.
Причины детской агрессии
Почему ребенок становится агрессивным? Ведь эмоции злости и гнева запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее проявлению.
Исследования в области изучения детской агрессии, что на формирование данной особенности влияют:
негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);
безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);
На формирование детской агрессии может воздействовать
предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о
предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка
больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный
ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому,
что это передается генетически, а потому, что родители не умеют
справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому
своего ребенка.
Это самые основные причины детской агрессии, к тому же
обобщенные. Помните, что ваш ребенок и вы – уникальные люди, и чтобы
разобраться в причинах агрессивности именно вашего ребенка, нужно разбираться в данном конкретном случае и искать специфические именно для вашего ребенка причины. К тому же, чтобы воспитать желаемые черты поведения у своего ребенка, надо разобраться со своими собственными недостатками и достоинствами.
Возможные действия родителей
Родители или бабушки иногда говорят ребенку: «Ты дерешься, значит, ты
плохой мальчик. Вот Алеша никогда не дерется, он хороший мальчик». Как
много в этой фразе неправды и болезненных для ребенка
посланий! Давайте разберемся. Во-первых, все дети иногда дерутся, это
нормально и естественно. Они еще не умеют контролировать свою злость.
Во-вторых, наши дети всегда хорошие, всегда нами любимы, это их поступки
могут нам не нравиться, а не они сами. В третьих, «если соседский Алеша
– хороший мальчик, а я – плохой, значит, мои родители любят его, а меня
не любят». Представляете, как это больно для маленького ребенка,
ведь для него родители самые главные в этом мире люди и их одобрение и
поддержка – самые важные и долгожданные? Малыш–дошкольник на все готов
ради родительской любви.
Не стоит говорить детям, что где- то живут хорошие мальчики и девочки,
которые никогда не злятся. Дети не должны винить себя за свою
естественную агрессивность. Когда маленький ребенок агрессивен, он сам
плохо понимает, что с ним происходит. Объясните ему. Например: «Ты
сейчас очень злишься на меня, потому что я запретила тебе смотреть
мультики». Или: «Ты сердишься на Машу, потому что она без разрешения
взяла твою куклу».
Покажите ребенку, что вы его понимаете: «На твоем месте я бы тоже
злилась». Или: «Конечно, ты можешь быть недоволен».
Главное – дайте понять ребенку, что вам не нравится его поведение, а не
он сам. Например: «Я очень огорчена тем, что ты не убрал игрушки, как мы
с тобой договаривались, и теперь мне не нравится, что ты их
раскидываешь еще сильнее из-за того, что злишься». Или: «Мне тоже не
нравится, когда мои вещи берут без разрешения».
Дайте ребенку возможность отреагировать свою агрессию,
предложите ему новые способы для этого, например, вместо раскидывания
игрушек и драки предложите потопать ногами или покричать. Только после
этого напомните ему о существующих правилах и договорах, которые нарушил
он сам или окружающие. Обязательно разберитесь, кто и в чем был прав, а
кто и в чем – нет (соответственно этим правилам). Предложите ребенку
новые способы разрешения ситуации, помогите ему в этом.
Поможем ребенку справится с агрессией
Как помочь ребенку научиться справляться с естественными агрессивными
импульсами, не доводя их до возникновения серьезной проблемы?
Важно, чтобы в семье были четкие правила и одинаковые требования к
ребенку у всех окружающих его взрослых. Тогда у ребенка
будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью, он не сможет
сказать, что: «Мама плохая, потому что не дает смотреть телевизор, а
папа хороший, потому что разрешает».
Для обучения контролю над своим поведением очень полезны любые игры с
правилами. Ведь играть интересно, а игра проходит комфортно и весело
именно тогда, когда все соблюдают правила. Если правила нарушаются, то
игра разрушается.
Ролевые игры применительно к нашей теме – это возможность побыть в
«шкуре» агрессора и его жертвы. Обмениваясь с ребенком ролями в такой
игре, взрослый может показать ему последствия агрессивного поведения и
научить способам нового реагирования в различных ситуациях.
Очень полезны в данном случае игры «в войну» - применительно к
мальчикам, в героев мультфильмов и сказок, героически преодолевающих
трудности, стремящихся к какой-либо возвышенной цели. Также будет очень
полезно, если вы будете постоянно объяснять ребенку причины поведения
животных, встреченных вами на прогулке: например, собака погналась за
кошкой. В этом случае вы можете сказать малышу, что между кошками и
собаками существует давнее соперничество, потому что и тот, и другой вид
очень любит человека и хочет жить рядом с ним, следовательно, кошки и
собаки отчаянно ревнуют друг друга.
Дома можно поиграть в кошку, убегающую от собаки, - излишне говорить,
что все в этой игре должно хорошо заканчиваться!
Существует также множество детских стишков, коротких сказок, к примеру, о
том, как мышка обманула кошку и убежала от нее, как три поросенка
расправились с волком. Играйте в Красную Шапочку, в Ивана-царевича и
Кощея Бессмертного. Пусть при этом малыш покажет вам, как он
«героически» расправится с негодяем, как одолеет всех вокруг, потому что
он – храбрый и сильный. Все это поможет вам направить его агрессию
в «мирное русло». И не бойтесь покупать малышу различные «военные
игрушки»: танки, оружие и т.д. – это великолепный способ регулирования детской агрессии.
Будьте рядом с вашим малышом, когда он осваивает навыки общения
(например, приходит в новый коллектив). Поддерживайте его в обучении
новым, разнообразным способам контактов с детьми и взрослыми. Иногда
ребенку надо подсказать, какими разными способами можно вести себя в
данной ситуации и какими могут быть последствия.
Подкрепляйте желаемое поведение ребенка своим вниманием и позитивным отношением. Часто родители эмоционально реагируют на недостатки ребенка, а достоинства никак не выделяют. Отмечайте любые, даже самые крохотные достижения вашего ребенка.
И самое главное – ваш пример в конфликтных ситуациях. У дошкольников
сильно развито подражание, они копируют поведение взрослых и друг друга.
Это один из способов освоения ребенком этого мира. Банально звучит, но
если родители не научились справляться со своей агрессией, им нечему
научить своих детей. Поэтому если у вашего ребенка возникают проблемы с агрессивным поведением, подумайте: а как вы сами обращаетесь со своими чувствами злости и гнева?
Детская агрессия: когда поможет только психолог
Если вы не справляетесь с агрессивностью вашего ребенка,
то есть если чувствуете неуверенность в том, как поступить, страх и
бессилие перед его агрессивными вспышками, сами срываетесь и кричите на ребенка,
а потом испытываете чувство вины, и вам кажется, что вы уже
перепробовали все методы воспитания – это, конечно, повод для обращения к
психологу. Возможно, у вас есть сомнения и вопросы, ощущение, что
что-то не так, чувство дискомфорта – в любом случае не стоит накапливать
негативные эмоции. Чем раньше вы заметили трудности, которые возникают у
вас и вашего ребенка в отношениях с другими людьми –
тем проще исправить ситуацию, тем быстрее вы сможете вместе со
специалистом найти решение ваших проблем.
А вообще-то всегда помните о том, что ваш малыш – это «зеркало» вас, его
родителей: если «зеркало» вдруг отражает что-то, что вам не нравится
или приводит в ужас, не торопитесь делать выводы. Иногда достаточно
изменить какие-то вещи в своем собственном поведении, чтобы малыш начал
по-другому реагировать на внешние раздражители. В точности как писал
классик – великий баснописец И.А.Крылов: «Неча на зеркало пенять, коли
рожа крива».