Многие родители испытывают трудности с привитием ребенку самых элементарных правил гигиены, опрятности и безопасности. Не секрет, что мы хотим видеть своих ненаглядных дочек и сыночков аккуратными, чистыми и послушными, чтобы наши советы всегда ими воспринимались как руководство к действиям, а не превращались в предмет бесконечных споров и раздраженных нотаций.
Данный пост я адресую тем мамам и папам, у кого ребенок не слушается и не воспринимает их многочисленные уговоры и просьбы что-то сделать или выполнить. Приведенные ситуации – самые распространенные и предложенные мною способы – всего лишь пример, в каком направлении нужно двигаться, чтобы взять происходящее под свой надежный контроль. Естественно, вы можете придумать свои «правила», главное, чтобы ребенок воспринимал все, как игру.
Наши детки очень сообразительные и на лету схватывают любую информацию, если она отвечает их внутренним потребностям и актуальна именно в этом отрезке времени. Очевидно нам, умудренным жизнью взрослым, эту способность нужно сделать своим союзником, взывая не к логике, а к чувствам ребенка.
«Иди помой ручки и приходи обедать!» – говорит мама сыну, вернувшемся с папой после веселой прогулки. Едва раздевшись, мальчик мчится в комнату к своим машинкам, пропустив мимо ушей просьбу мамы. Глядя на свои относительно чистые руки, он недоуменно пожимает плечами: «Зачем мыть? Они не грязные. А соседская кошка, которую я погладил во дворе – она же домашняя, с ошейником бегает…»
Что маме делать, если ребенок не слушается? Уговаривать? Тащить в ванную? Взывать к разуму в надежде, что неоспоримая железная логика победит и непослушный ребенок выполнит просьбу?
И совсем по-другому будет ситуация, если мама предложит любопытному сыне интересный эксперимент. Пусть она насыплет ему на влажные руки горстку цветных блесток и потрет ручки, чтобы они плотно прилипли. Затем сын может взяться за игрушку, за стол, за дверь руками – он увидит свои следы на этих предметах. Мама может рассказать, что микробы – как те блестки, которые прилипают к рукам и остаются везде, если руки не помыть. Блестки – безобидные, а вот микробы – опасные, от них болеют. Поэтому надо тщательно мыть руки с мылом…
Такой наглядный эксперимент не пройдет бесследно – мальчик его запомнит надолго
«Ложись спать,тебе пора отдохнуть…» уговаривает мама дочку, которая, хоть и трет глазки, но спать упорно не желает. Что делать?
Предложите ей поиграть в «гляделки»! Посадите дочку напротив к себе, и попросите ее смотреть вам в глаза не мигая. Через какое-то время она обязательно моргнет, потом еще и еще. Глазки могут быстро устать и покраснеть. Покажите дочке ее глазки в зеркало: «Видишь, какие они грустные, потому что устали и им очень хочется спать, они сами закрываются… Давай с тобой поможем глазкам отдохнуть – ложись в постельку и закрой их». Утомленная дочка послушается и пойдет в свою кроватку
«Давай я пристегну тебе ремень» – предлагает папа, сажая сына в машину. Тот визжит, отталкивая ремни безопасности от себя. Папа раздосадован непослушанием ребенка и пытается еще строже велеть ему пристегнуться… Может, сын и испугается, подчинится, только такого ли эффекта хотел родитель своим воспитанием?
А ведь можно сыграть на чувстве детской взрослости, которую так любят показывать наши подрастающие сыновья и дочери, едва преодолев рубеж в три года. Да, да, можно незаметно предложить им игру, в которой дети, не желающие выполнять указания взрослых (в данном случае пристегнуться), сами охотно сделают это, да еще и велят остальным пассажирам последовать их примеру. Вот она:
Скажите ребенку, что он – милиционер и машина поедет по его команде, только если все будут пристегнутыми! Сознание того, что машина трогается с места «по желанию» крохи окажет несоизмеримо сильный эффект, что он обязательно пристегнется и других проконтролирует: «Мама – пристегнута? – Да! Бабушка? – Да! Дедушка? – Да! Я – тоже! Раз, два, три – едем!»
***
В жизни нам с вами встретится очень много таких похожих ситуаций, когда непослушный ребенок отказывается прислушиваться к доводам разума и нотациям. Тогда на помощь всегда придут игра плюс наше воображение! Ведь именно в игре ребенок не только постигает социальные нормы поведения, осваивая многообразное общение со сверстниками и другими окружающими его людьми, но и учится разрешать мирным путем назревающий конфликт, преодолевать свой внутренний протест. А это основа для развития зрелой личности.
Желаю вам всегда находить точки соприкосновения и взаимопонимания с вашим малышом! Если вы к этому стремитесь – у вас обязательно все получится!