Большинство годовалых малышей начинает радовать своих родителей звуками, имеющими какое-то значение, понятное только им. Однако, если этого не произошло, не стоит пугаться «ненормальности» ребенка, таская его во всем врачам. Специалисты все больше начинают склоняться к тому, что начало произношение младенцем более или менее членораздельных слов связано с его натурой и темпераментом. Веселый, неспокойный малыш будет всеми силами стараться заговорить раньше, рассказывая обо всем, чему он научился. А спокойный ребенок, предпочитающий созерцать за всем со стороны, может долго не хотеть высказывать «свое мнение».
Атмосфера, в которой воспитывается малыш, отношение окружающих, характер общения домашних между собой – все это влияет на формирование будущего характера маленького члена вашей семьи. Чувствуя нервную, напряженную атмосферу, молчание родителей, не желающих разговаривать, ребенок может замкнуться в себе, не испытывая тяги к взаимному общению, так как он просто чувствует в этом необходимости. Это крайне негативно скажется на будущем развитии ребенка, в том числе и на его потребности в высказывании мыслей и собственного мнения. Поймите, что даже годовалому малышу крайне необходимо высказывать свое мнение и делиться всеми наблюдения, получая в ответ не только внимание, но и ответную реакцию. Понятно, что по началу она будет иметь юмористически-умилительный характер, но другого пока и не нужно, он будет рад и этому.
Неправильно разговаривать с ребенком слишком долго, утомляя его, или высказываться длинными сложными предложениями. В этом случае ребенок не успевает уловить главного, путаясь и теряя интерес к услышанному. Старайтесь выражаться понятно, делая ударение на главное слово. Вскоре вы сможете наблюдать, как малыш сам начинает высказываться подобным родом: просто, понятно и по-детски.
Задержка разговора у ребенка вовсе не свидетельствует о его умственном отставании, так как многие их «таких» деток начинают разговаривать довольно рано. Специалистам не раз приходилось наблюдать за детьми, которые не разговаривали до 3-х лет, но в конечном итоге оказывались довольно даже смышлеными.
Не кричите на ребенка, если он неправильно произносит слова, это вполне нормально вначале разговора. Ни в коем случае не повторяйте за ним, общаясь в подобной манере, дружелюбно и спокойно поправляйте, указывая на то, как правильно.
Задержка разговора или его невнятность у 4, 5-летних детей свидетельствует о действительных проблемах логопедического или отоларингологического характера. Старайтесь, чтобы ребенок как можно дольше проводил время с детьми своего возраста, общаясь и играя с ними. Чуткий воспитатель не даст ребенка в обиду, если он станет объектом насмешек. К тому же многим воспитателям удается без особых усилий помочь ребенку преодолеть речевой барьер.