Ответ прост – читать не только можно, но и нужно, начиная с появления малыша на свет. Но не стоит тут же скупать всю литературу с детскими сказками, читая их вслух с утра до вечера. Маленьких потешек и стишков будет вполне достаточно, именно они играют огромную роль в эмоциональном и речевом развитии ребенка.
Новорожденная малютка скорее начнет узнавать ваш голос и реагировать на него, если чаще будет слышать простые фразы, повторяемые мелодичным спокойным голосом. Задача усложняется по мере того, как ребенок начинает ползать. Малыш то и дело будет пытаться схватить книжку руками, попробовать ее на вкус и прочность. Многие попытки в это время непременно закончатся вашим поражением.
Малыши от двух до трех еще нуждаются в красочных книгах с незамысловатыми текстами. Отлично подходят стихи Чайковского, Барто, сказки о Колобке или курочке Рябе. В этом возрасте при чтении книг большое значение имеет то, знакомы ли ребенку герои сказок и стишков, понимает ли он о ком речь.
В четыре года при условии нормального развития ребенка, он уже обладает определенным ассоциативным рядом, словарным запасом и опытом, чтобы интересоваться фольклорными сказками, былинами, волшебными историями. Лучше, если персонажи книг будут близки к реальным, ребенок еще не вполне может отличить реальность от выдумки. Соответственно и уровень влияния на ребенка от такого «повествования» предугадать нельзя.
Для детей пяти-, шестилетнего возраста все значительно упрощается. Деткам этого возраста интересно все, они будут рады книгам, где больше интересных иллюстраций и картинок, на которых представлены волшебные турбозвездосамоходыв или слонокрокодилы, обитающие на далеких планетах. Сейчас они уже готовы различать вымысел и правду, додумывать сюжет или представлять даже самые немыслимые детали. Его богатая фантазия сейчас требует особого полета, а в этом ему помогут правильные и интересные книги.
Специалисты советуют не лениться и проверять книгу еще при покупке на предмет страшных картинок, сильно красящих иллюстраций, слишком резкого запаха и т.д.